воскресенье, 10 февраля 2013 г.

Как подобрать ключ к воротам в мир творчества (немного психологии)


Ни для кого не секрет, что в творчестве очень многое зависит от настроя, от веры в свои силы и способности. Наши творческие способности так и остаются не раскрытыми лишь по тому, что мы не смогли в них поверить и не смогли их правильно пробудить, раскрыть их.
Существует очень много методик, направленных на раскрытие способностей. На пробуждение спящего таланта. Одни из них слишком трудны для понимания, другие сложны в исполнении, третьи вроде и просты, но не дают нужного результата.
Некоторое время назад мне удалось приобрести книгу Хасая Алиева «Ключ к себе.
Разблокирование скрытых возможностей». И там, помимо всего прочего я нашёл упоминание о применении метода «Ключ» для раскрытия способностей в рисовании.
Я попробовал, вроде как почувствовал некоторые изменения. Но пока ещё не уверен на 100%. Поэтому буду продолжать эксперимент и уже по его результатам сделаю новую статью.
Для «затравки» приведу выдержку статьи, в которой раскрывается суть самого метода «КЛЮЧ».


Суть Ключа.

Суть любой тренировки состоит в повторении действия до тех пор, пока это действие не будет выполняться с минимальным усилием, автоматически. Например, каждый день ты выполняешь комплекс физических упражнений, и с каждым днем такой тренировки эта работа требует все меньше и меньше усилий.
Но можно принципиально сократить число повторений, если повысить способность мозга к автоматизации деятельности.
Эта универсальная тренировка мозга осуществляется путем совершения пробной работы по критерию минимального усилия. Например, ты пробуешь поднять руку без мускульных усилий, а как бы автоматически, как будто ты уже это делал тысячи раз.
В первый раз для выполнения такой работы тебе приходится фиксировать на этом внимание.
Внимание фиксируется легче, если оно сопровождается возникновением ожидаемых результатов.
Фиксация внимания и связанное с этим расслабление нарушаются, если ожидаемого результата нет, и тогда происходит сбой установки (фрустрация), при этом напряжение растет в поиске нового решения.
В этом поиске ты можешь помочь себе движением руки не вверх, а в сторону, или поискать другие движения, которые будут представлены ниже в комплексе «Звезда саморегуляции».
С каждым следующим повторением процедура раскрепощения сокращается и становится навыком.
Вот и доказательство!
Такой пробной работой может быть, например, покачивание тела, движение рукой, движение головой.
Если попросить человека встать и просто механически покачиваться телом в течение, к примеру, 10 минут, даже не объясняя никаких теорий, то в рамках этой заданной повторяемой работы он закономерно переживает все стадии адаптации и выработки навыков.
1. Напряжение новизны.
2. Поиск оптимальной деятельности — работать как удобнее.
3. Расслабление.
4. Если ранее был дефицит сна — сонливость.
5. Если исходно был душевный кризис — катарсис.
6. Если подвержен трансовости — трансовое состояние и т. д.
В общем, он приходит к состоянию, когда работа уже выполняется с минимальными усилиями, на автомате, в данном случае как автоколебания тела.
При этом налицо все признаки постепенно нарастающего комфорта: мышцы лица расслабляются, возникает отрешенный взгляд, веки могут слипаться, дыхание открывается (становится природно-естественным), в этом состоянии он и начинает напоминать человека в медитации.
В следующий раз эта работа идет легче, уже выработались навыки, и поэтому трансовость уменьшается.
Так люди обретают контроль над собственной гипнабельностью, тренируют способность управлять собой с меньшими усилиями, жить и работать без перенапряжения.

Но смысл моей статьи не в конкретных рекомендациях применения этого способа саморегуляции, а в примере, что подавляющее большинство проблем с «неумением рисовать» находится не во вне Вас, и не в отсутствии врождённого таланта, а всего лишь во «внутренних затычках», психологических установках, которые и не дают Вам раскрыть в полной мере свой талант.
Для иллюстрации сказанного привожу отрывок из книги, как раз и посвящённый рисованию.
Если Вас заинтересует этот метод, купите книгу проверьте на практике его действенность.

Раскрытие творческих способностей,
используя метод «КЛЮЧ»

 …Пять лет назад я начал рисовать, как говорится, с нуля, без всякой школы, учителя (и до сих пор не знаю, как краски правильно смешивать). Не ходил на выставки, чтобы штампов не нахвататься, все делал «из себя». И сделал уже более 400 картин пастелью и маслом и ряд картин компьютерной графики, которые были выставлены на четырех персональных выставках, опубликованы в журналах. И живопись не «примитивная», не «наивная», как говорят, когда «открывается» талант писать у пишущих без школы (там есть свои характерные элементы), а я уже имею, по оценке специалистов, свое лицо в живописи. Например, про кого-то можно сказать, что он пишет как Шагал, в чьих-то работах можно «найти Айвазовского», а я никому не подражаю, пишу так, как пишу я. Говорят, что в моих работах нет штампов, и что важно, как говорят специалисты, есть динамика развития — за пять лет и своими штампами не загрузился.
Как это получилось? Просто! Взял кисточку и начал рисовать. Вы попробуйте — и у вас получится! Возьмите и рисуйте!
Мне это просто в голову раньше не приходило, что я — художник!
Я сформировался под влиянием «троек» по рисованию в школе. Потому что в школе нам давали в руки акварель и предлагали молоток или лимон нарисовать. А у меня не получалось, характер мой интенсивный, как я сейчас уже понял — не для акварели, которая требует большой аккуратности: не там воду развел или пятно посадил — и уже грязь. Поэтому я думал, что не способен рисовать.
Может быть, вам акварель подходит, а если нет, бросьте пока, потом получится, а сейчас попробуйте масло, гуашь, темперу, уголь, карандаш, попробуйте не лимон рисовать, а то, что вам хочется, что легче и лучше у вас получится.
Это и есть Принцип Ключа: хочешь что-то сделать, берись сразу за главное, не застревай в деталях, потому что за деревьями леса не видно, делай, как тебе приятнее и проще, используй принцип подбора путем перебора. А то, что получается,— привлекает, затягивает. И начинаете рисовать больше и больше!
Секрет мой прост: я пишу много, работаю каждый день. Работа нужна, без работы ничего не получится. Но я работаю с удовольствием, с чувством, что все получится! Поэтому мне это нравится, это стало моим отдыхом и полезным трудом одновременно. Потому что получается.
Нас запугивают слова: «муки творчества», «гранит науки». Нам в школе говорили: «Не получается, старайтесь — и получится!» А у меня не получалось, и я не мог понять почему, а комплекс неуверенности в себе, комплекс, что я не художник, сформировался. Вот Володя с соседней парты — художник, а я нет. И так жил до своих лет.
Есть у меня и второй секрет! Не только принцип Ключа, но и метод Ключ. В первые дни, когда я начал писать картины, то несколько дней в удобное для себя время делал короткие разминки, снимал чувство «зажатости», а на фоне особых идеомоторных приемов Ключа, стремясь получить чувство полета, мечтал: буду делать только шедевры! И вот теперь, пока «изюминку» в картине не сделаешь, встаешь и по ночам — работаешь! Оказывается (вот еще один раскрытый секрет психофизиологии), чем выше планка цели, тем легче раскрываются природные способности и резервные возможности организма. Потому что для маленьких задач большая энергия и не нужна. И в жизни и в творчестве: повысишь планку цели, скажешь себе, что делать будешь только шедевры, и на фоне этого настроя проблему среднего уровня решишь без проблем. Только не пытайтесь подражать кому-либо. А то мы привыкли учиться под девизом: «Делай, как я!» А если не получается: «Повторяй, пока не получится!»
Быстро, за короткое время, откроешь в себе художника, писателя, композитора, если будешь делать дело, как делаешь именно ты! Как тебе нравится и как тебе проще! А не так, как это делает кто-то! Потому что тогда задача вдвойне усложняется: нужно и дело сделать, и сделать его, как делает кто-то. А для того чтобы делать как кто-то, нужны совсем другое время и совсем другая школа.

Информационная пауза.
Ключ доступен каждому. Потому что, если не подходит один прием, вы просто подбираете другой. Потому что знаете Критерий индивидуального соответствия. А как только найдено действие, которое соответствует текущему состоянию, наступает разгрузка!
...Великий Путь не труден — так говорили древние мудрецы. Посмотрите, говорили они, как легко плывут облака, как легко гнутся под ветром деревья. Великий Путь легок...
Муж моей дочери Шейлы Андрей не читал тогда еще книги древних мудрецов. Он инженер, рисует, пишет музыку. Он написал: «Если ты хочешь принять решение, сделай две вещи: посмотри, как плывут облака, и подумай о том, что подумают об этом люди... Но если ты посмотрел, как плывут облака,— написал он,— то о втором можешь и не беспокоиться...»

Передаю слово специалисту ТАМАРЕ ЗИНОВЬЕВОЙ, которая учит рисовать взрослых.

Рисование без натуги.

Метод «Ключ» раскрывает творческие способности. Люди, которые занимались саморегуляцией по этой системе, начинают рисовать, писать стихи, музыку... Но искусство — это только модель проявления творчества в любой области.
В методе «Ключ» творчество рассматривается как средство саморегуляции: другое занятие (помимо основной профессии) позволяет компенсировать неудовлетворенность от трудностей и неудач, способствует установлению внутренней гармонии.
Такая вот диалектика. Что такое творчество? Рабочее определение: это решение задачи неизвестным способом с неизвестным заранее результатом. Наша задача: раскрыть психологический механизм взаимодействия систем «творчество» и «саморегуляция», найти их общую основу.
Принято считать, что творчество — это удел редких талантливых людей. Еще принято считать, что творчество — это тайна, и как оно осуществляется в человеческой голове — неизвестно (хотя существует много теоретических моделей творческого акта). Но сам акт наблюдать невозможно, поскольку он происходит в подсознании и недоступен рефлексии самого творца. Вместе с тем наука психология утверждает, что всякое психическое действие
это материальное действие, перенесенное на внутренний план мышления. Значит, и творческое действие когда-то было действием физическим. И творцы когда-то проделывали его на внешнем, материальном плане деятельности. Когда? В детстве — когда формируются все психические действия?
В детстве все мы учимся. Но учимся ли мы творить? Проделываем ли мы в детском саду или школе какие-либо действия, из которых впоследствии формируются творческие способности? Учимся-то мы одинаково, но почему творцов так мало? Поиски действия, которое могло бы лечь в основу творчества и которое совершали мы все в детстве, приводят нас к первым детским рисункам — «калякам-малякам». Это бесцельные хаотические/движения руки ребенка, вооруженной карандашом, ручкой или другим рисующим инструментом. Эти движения оставляют следы на бумаге в виде ничего не обозначающих и ни на что не похожих рисунков, но ребенок, рисующий их, получает огромное удовольствие, он успокаивается, перестает безобразничать и капризничать... Нечто подобное рисуют и взрослые, когда их внимание занято не рисованием, а, например, слушанием лекции, телефонным разговором, а в руках — бумага и ручка. Такое рисование помогает сосредоточиться, снимает напряжение.
Рисование «каляк-маляк» — это род идеомоторных движений, непроизвольных и управляемых одновременно. С детских «каляк-маляк» начинается развитие детского изобразительного творчества. Аналогию этим действиям (материальным, физическим!) можно найти в любом виде человеческой деятельности, в самом начале развития. В целом эти действия можно назвать баловством. Так вот, получается, что баловство — это основа творчества.
Выводы: основа эта есть у всех, значит, все обладают творческими способностями; но только у отдельных редких людей эти способности получили высокое развитие вопреки системе образования и воспитания.
Суть нашей методики обучения рисованию без натуги — повторить путь развития от непроизвольной моторики к действию на внутреннем плане мышления. От «каляки-маляки» к шедевру. Условия, при которых это возможно:
Сформировать мотивацию деятельности. В традиционной педагогике это установка на результат (создать шедевр искусства). У нас — установка на процесс: получить удовольствие от занятия искусством.
Определить критерии оценки художественной продукции. В традиционной педагогике выполненные учеником работы оцениваются с точки зрения нормативных представлений об искусстве. В работах учеников выявляются недостатки, т.е. качества, не соответствующие эталону искусства. Это обучение через «нельзя». У нас в искусстве все можно. Мы судим художника, как Пушкин,— по законам, которые сам художник над собой признает. Необходимо сломать нормативные представления об искусстве, какими бы «правильными» они вам ни казались. Оценка работы — это выявление достоинств, а не недостатков. У каждого художника достоинства свои. Их надо только увидеть.
Организовать процесс работы. В традиционной художественной педагогике творческий процесс распадается на две части: замысел и исполнение. Замысел — это социальный заказ, пересаженный в голову художника. Рисуют не то, что действительно хотят нарисовать, а то, что полагается, что принято, что «можно». Замыслы стереотипны и отнюдь не всегда совпадают с действительными желаниями художника. Рисование по замыслу — это поиск с заранее заданным результатом, а в творчестве результат неизвестен. Наш лозунг: рисуй сразу! Нарисуй «каляку-маляку», посмотри на нее — и увидишь, на что она похожа. Каждый увидит свое. Это и есть истинное желание художника. Рисунок рисуется как бы сам собою. Это метод случайного поиска. Наловчившись рисовать именно так, художник и на заказ будет рисовать свободно, будто ему ничего не задано. Результат получится неожиданным и интересным — творческим.
Традиционная педагогика рекомендует концентрировать усилия на решении задачи, повторять действия снова и снова, пока не получится. «Если долго мучиться...» Мы предлагаем не концентрацию, а разброс усилий, перебор разных способов работы, техник, инструментов, материалов... Пробовать и бросать, если не нравится, если кажется, что не получается. В результате перебора вариантов решения обязательно найдется такое, которое понравится. Удовольствие — критерий того, что находишься на верном пути.
Рациональное осмысление результатов работы. Учеба традиционным методом предполагает овладение заданным алгоритмом действий. Работа анализируется по принципу: выполнил — не выполнил. Таким образом обеспечивается единый путь овладения действием для всех и единый стандарт обученности. У нас же — не обучение, а развитие. Каждый идет своим путем, наиболее соответствующим его индивидуальности. Как это получается? Совет: рисуй сразу, а анализируй долго. Смотри на свой рисунок и размышляй: что понравилось, почему понравилось (объясни самому себе). Это нужно для того, чтобы превратить случайный поиск в поиск целенаправленный, превратить неожиданный эффект в систему и ею пользоваться уже сознательно.
Так можно выйти на высокий уровень мастерства и уже со знанием дела создать шедевр — свой собственный, оригинальный, творческий. И все это — без натуги. Таким образом, мы использовали идеомоторные движения в рисовании как средство саморегуляции (превратили процесс рисования и обучения рисованию в удовольствие) и как средство раскрытия творческих способностей. Описанный метод в общих своих принципах применим и к воспитанию творческого подхода к любой человеческой деятельности.

«Ключ к себе.
Разблокирование скрытых возможностей»
Автор: Хасай Алиев
Издательство: Вече
Год издания: 2008

Источник: http://stepfirst.ru/index.php/sf-articles/drawpenchil/68-kluch
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...